Георгий ДАНЕЛИЯ: «Нынешняя российско-грузинская ситуация — жуткая трагедия, во мне все разрывается, я жалею, что до сегодняшнего дня дожил, и счастлив, что не дожил мой отец»
(Продолжение. Начало в № 44, № 45)
«Товарищ Данелия, куда ваш герой бежит?»
— Вы однажды обмолвились, что «Осенний марафон» — это мужской фильм ужасов...
— ...так все говорят.
— Это картина о вас?
— Наверное — в какой-то степени, но вообще редко кто мог сказать мне, что фильм этот не про него. Единственный, кто ничего понять не мог, — Басилашвили, он недоумевал: «Я никогда в такой ситуации не был!».
— Потрясающе! Что за грузин?
— Сам не знаю (улыбается), хотя, грузины-то разные бывают...
— Это правда, что начальство требовало от вас, чтобы Бузыкин в конце все-таки к жене вернулся?
— Да. Когда «Осенний марафон» я закончил, мне 50 лет исполнилось, чувствовал себя ужасно: замечания, переозвучивание, перезаписи, монтаж — и вот снится, что меня вызывают и спрашивают: «Товарищ Данелия, куда ваш герой бежит?». Я: «Ну, как? Это пробежка спортивная».
— От всех убегает...
— «Нет, — говорят мне во сне, — он в Швецию бежит». — «Почему в Швецию?». — «А мы это шоссе знаем — оно как раз туда идет!». Просыпался я в ужасе, а теперь картину показываю, и никто ничего: все нормально.
По финалу замечания были — не про Швецию, нет. «Надо, чтобы он был наказан». Я спросил: «Как?». — «Ну, чтобы к жене хотя бы вернулся». Я не выдержал: «Большего наказания, чем с ним и ту, и другую оставить, придумать я не могу. Не мучайте меня, фамилию мою к чертовой матери убирайте — и сами что хотите делайте!». — «Ты думаешь, ты его наказал?». — «Единственное, что я могу, — последний крупный план удлинить: тогда понятнее будет, что он наказан». Директор промолчал... Сдаю в Госкино: «Главного начальства нет!». Я: «А где оно?». — «К финалу подойдет». Пришли, посидели, потом позвали меня — отдельно поговорить: «Ты последний план удлинил?». — «Да». — «Так это же совсем другое дело!», а дело-то как раз в том, что удлинить его я не смог. Егорычевой, моему постоянному монтажеру, сказал: «Тань, удлини!». — «Куда? Он у нас и так до самого конца длится».
— Кто в жизни Марины Нееловой Бузыкиным был — не Гарри Каспаров?
— На эту тему я не говорю никогда.
— Басилашвили никак понять не мог, о чем этот фильм, но специалисты уверяют, что главное достоинство ваших картин именно в этом: никто до конца понять не может, о чем они, — вы с этим согласны?
— Это хорошо, потому что какую-то мысль, любую, в принципе, одной фразой высказать можно, или двумя, или, во всяком случае, в короткую газетную статью уместить. Длинная уже скучноватой становится, а в принципе, все самое важное давно сказано: «Не убий», «Не укради», «Почитай отца твоего и мать твою»...
— ...коротко и емко...
— ...так время и деньги тратить, чтобы ты им то же самое в своей картине сказал, зачем? Поэтому каждый фильм у меня очень о многом. Проблема Бузыкина в том, что он никому отказать не может, всех ему жалко, всем он добро хочет сделать, но от этого только хуже. У жены свое: она знает, что у него любовница, но боится, что он в этом сознается, ведь если скажет — что-то радикальное произойти должно, а так это тянется-тянется, может, и кончится. У Нееловой своя правда, у соседа своя...
— ...у Волчек своя...
— ...да, действительно. Вот о чем фильм? Об этих людях, у каждого из которых свое понимание. Кто-то считает, что кино о любовном треугольнике, — ну, о треугольнике, так о треугольнике.
«Люба Соколова никогда не говорила неправду»
— После «Осеннего марафона» вы клиническую смерть перенесли, едва не умерли, 40 килограммов весили — что с вами случилось?
— Мне желчный пузырь удалили, а когда дренаж вытаскивали, перитонит начался. В принципе (улыбается), от него мало кто не умирает.
— И что, к тому свету совсем близки были?
— Три дня неживой лежал, клиническую смерть перенес, и когда глаза открыл, все кричать стали: «Он жив, жив!». Врач сказал: «Такого не бывает, молитесь, на миллион — один случай!». После этого дышать я не мог, есть не мог — конечно же, исхудал.
Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир».
«Помимо того, что Кикабидзе — великолепный актер, у него одна особенность есть: если сцена у Бубы не получается, тут же проверять сценарий надо. Буба так в роль входит, что сыграть то, чего его персонаж по логике характера сделать не может, не в состоянии.
Кстати, в образ Буба не только на съемках входит. Узнав, что со мной плохо, Буба тут же в Москву прилетел, и кто-то ему сказал, что я вроде бы уже умер. Позвонить мне домой и спросить, умер я или нет, Буба, конечно, не мог, дня два выжидал, а потом Юре Кушнереву (он вторым режиссером на «Мимино» работал) позвонил — выяснить, когда похороны. Тот сказал, что я жив, и Буба навестить меня в больницу поехал.
Лежу я в палате — синий, похудевший (Леонов сказал, что по весу и по цвету я тогда цыпленка табака напоминал), открывается дверь, Буба с цветами заходит. В дверях остановился, посмотрел на меня, тяжко вздохнул. Потом подошел к постели, положил мне в ноги цветы, потупил глаза и в скорбной позе застыл, как обычно у гроба стоят.
— Буба, — пробормотал я, — я еще живой.
— Вижу, — печально сказал Буба.
Он же на похороны настроился и из образа выйти не смог».
— 26 лет вашей женой прекрасная актриса Любовь Соколова была, которая вас на девять лет старше. В одном из интервью Любовь Сергеевна сказала: «Данелия мог на несколько дней из дома пропасть, сильно выпить, другой женщиной увлечься»...
— Она никогда не говорила неправду.
— Неужели вы — такой интеллигент — пили ?
— Люба Соколова — очень порядочный, честный человек, и вранья от нее я в жизни не слышал... (Улыбается).
— Ваша следующая жена Галина признавалась, что когда вы познакомились, она сразу предупредила: «Ко мне не приставайте, грузин не люблю» — это правда?
— Да — она совсем молоденькой еще была...
— Хотя в глубине души, оказалось, грузин все же любила...
— Так случилось, что вроде бы да — потом. Эту фразу она мне, когда «Я шагаю по Москве» снимал, произнесла, а женился я на ней через 20 лет.
— Говорят, Виктория Токарева, с которой вы долгое время близки были, против этого вашего брака очень протестовала — это ваша нынешняя жена рассказывала. В чем же протесты ее выражались?
— Надо у Гали спросить (улыбается).
Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир».
«Женат я три раза был — на Ирине, на Любе и на Гале. На Гале женился недавно — лет 20 назад.
Я любил, и меня любили.
Я уходил, и от меня уходили.
Это все, что о своей личной жизни могу сказать».
«Маленький, лысый, рябой — ну что вы его так расхваливаете?»
— Ваша супруга утверждает, что всю жизнь вы гусаром были...
— Ну, мне хотелось бы, чтобы она так обо мне думала. И остальные тоже...
— Почему же вас так женщины любят?
— Вы знаете, есть и мужчины, которые неплохо ко мне относятся. Помню, банкет по «Афоне» был: группа вся собралась, за меня пили, добрые слова произносили, а потом Нина Русланова выступила и правду сказала: «Маленький, лысый, рябой, говорит не очень членораздельно — ну что вы его так расхваливаете?» (смеется).
— Как я понимаю, больше вы Русланову не снимали?
— Снимал, снимал. Нина — прекрасный человек: я в туалет посмотреть в зеркало побежал — и увидал: она права!
Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна».
«Я был молод и был влюблен. Безнадежно. Она была замужем и благосклонна ко мне не была. Но как-то вдруг позвонила и пригласила к себе вечером на чай (муж был в отъезде).
Я занял денег, на Центральный рынок поехал, большой букет цветов и персики купил. Она на площади Маяковского жила, в доме, где магазин «Грузия» был. Я поднялся на ее этаж, остановился перед дверью. Сердце уходило в пятки. Спустился в магазин, бутылку коньяка купил.
Она маленькую рюмочку пригубила, а я — всю бутылку. Храбрости не прибавилось.
Спустился, еще бутылку купил. Поднялся. Сидим. Она опять маленькую рюмочку пригубила и персики ела, а я выпил вторую и понял: уже тепло, еще грамм 100 добавить — и полный порядок, но уже 11 вечера было, магазин закрылся. И я предложил ей вызвать такси и поехать в аэропорт Внуково.
— Буфет там всю ночь работает, — объяснил я.
Она отказалась.
— Ну как хочешь, — сказал я.
И поехал во Внуково один.
Прав был Венечка Ерофеев: каждому поют свои ангелы».
— Популярность в жизни сильно вам помогала?
— Ну, не мешала — это уж точно.
Из книги Георгия Данелии «Кот ушел, а улыбка осталась».
«Однажды я в очереди на заправку у бензоколонки около Дома пионеров стоял — очередь длиннющая, до улицы Косыгина, доходила. На красном «жигуле» Евгений Моргунов подъехал — вышел из машины, громко со всеми поздоровался и спросил меня:
— А ты почему в очереди? Тебе без очереди положено.
— Я скромный, — пошутил я.
— Товарищи, среди нас внук Павлика Морозова! — зычным голосом объявил Моргунов. — Без очереди сироту пропустим?
— Пусть заправляется, — вяло кто-то сказал.
— Давай, Георгий Николаевич, подъезжай.
— Не надо... Прошу.
— Товарищи, он стесняется! Скромный! А мы ему так скажем: «Пока не заправишься, никто заправляться не будет!». Верно я говорю?
— Пусть только не тянет, — попросил первый в очереди.
Пришлось заправиться.
Это в 93-м году было, а как-то мы с Моргуновым в Дом кино собрались, на троллейбусной остановке троллейбуса дождались, вошли, троллейбус тронулся, и вдруг он объявил:
— Товарищи, приготовьте билеты!
Пассажиры — их было немного — стали из карманов и сумочек билетики доставать.
— Так. А теперь руку с билетом вверх подняли!
Все начали поднимать руки.
— Выше!
И все подняли руки выше.
— Спасибо, опустили. А вы, товарищ, что руку не подняли? Билет взять не успели? Документик посмотреть можно? Пропуск? Ну, давайте пропуск.
Взял документ, на фотографию посмотрел.
— Так, Жмырев Иван Пантелеевич, старший экономист. Очки снимите, пожалуйста, Иван Пантелеевич. Чуть-чуть брови поднимите. Так, достаточно. Теперь уголки губ опустите. Еще чуть-чуть. Нет, обратно. Хорош. Так, соответствует. Держите, — Моргунов пропуск вернул. — На первый раз прощаю. Заплатите за билет и можете ехать.
И сказал кондукторше:
— Товарищ кондуктор, если про старшего экономиста Ивана Пантелеевича забыть, во вверенном вам транспортном объекте, в принципе, образцовый порядок.
— Спасибо.
— Надо говорить: «Служу Советскому Союзу!».
— Служу Советскому Союзу!
Билет мы так и не взяли, на своей остановке вышли.
Впрочем, это еще что... 1952 год, матч сезона, сборная СССР играет. Билеты раскупили за месяц. С моими однокурсниками и друзьями по Архитектурному институту Димой Жабицким и Андреем Соколовым на стадион «Динамо» в надежде купить билет с рук приехали. Народу полно, все лишний билетик спрашивают. Билеты у двух есть, но продают очень дорого. Смотрю, Женя Моргунов идет. Окликнул.
— Женя, билета лишнего нет?
— А ты без билета? Пойдем, проведу.
— Я не один, нас трое.
— Бог троицу любит. Пошли, ребята.
Протиснулись к контролеру, Моргунов спросил:
— Сева Бобров прошел?
— Не знаю. У меня нет.
— Смотри внимательно. Эти трое со мной. Заслуженный мастер спорта Иванов — проходи, Гия. Заслуженный мастер спорта Петров — проходи, Дима. Заслуженный тренер РСФСР Сидоров. Как тебя?
— Андрей.
— Проходи, Андрей. И постороннему: — А ты куда лезешь, товарищ дорогой?! Отойди! Все, мои все прошли. Больше никого не пускать. Будут спрашивать, говори, я в ложе прессы.
Шагов 10 прошли, контролер окликнул:
— Товарищ, а кого будут спрашивать?
— Меня.
— А как вас назвать?
— Не узнал?! Сталин я, Иосиф Виссарионович.
Все замерли. Контролер открыл рот.
— Шучу. Пошли, ребята.
— Подождите, а говорить-то как?
— Моргунов, Евгений Александрович.
Пошли.
— Товарищ Моргунов, — нас человек в берете догнал, — с такими шуточками советую вам поаккуратнее.
— А вы уверены, что я — Моргунов?
— А кто?
— Берия, Лаврентий Павлович!
Матч мы из ложи прессы смотрели. Моргунов хотел в правительственную провести, но я отговорил».
«Только в переулок вошел — навстречу мужик с наганом, без сапог: «О! Фашист!». Я думал, он шутит,
а он — шарах!..»
— Что за история с вами в Москве 9 мая 1945 года приключилась?
— Ну, 9 Мая — особый для меня праздник, я до сих пор этот день как самый радостный в жизни помню, а в 45-м мне еще 15 не исполнилось, поскольку родился в августе. Я очень долго болел — у меня паратиф был, в этот день впервые на улицу вышел, и во всех репродукторах музыка играет, Утесов поет, такое счастье! Люди на Красной площади собрались: слух пошел, что Сталин выступать будет. Несколько тысяч народу, но я почувствовал, что сил после болезни нет, и домой пошел — нетвердой такой походкой, и только в наш Уланский переулок вошел — навстречу мужик с наганом, без сапог: «О! Фашист!». Я думал, он шутит, а он — шарах!..
— Выстрелил?
— Слава Богу, мимо! (Смеется). Я, как мог, в подъезд побежал, за дверью спрятался. Он заглянул: «Ну, я тебя еще поймаю» — пьяный был... Я там, наверное, еще часа два простоял, хотя слышно было, что он уже удалился.
— Могли и пулю получить...
— Мог... Ой, столько раз со смертью сталкивался, но она, как видите, стороной обходила.
— Однажды вы сказали: «Хотя я всю жизнь в Москве прожил, всегда грузином себя ощущал», а что значит в Москве грузином себя ощущать?
— Вы знаете, мне, наверное, повезло: никогда мне понять не давали, что я...
— ...лицо кавказской национальности...
— ...да. Я всю Россию объездил, меня ни в чем нигде не ущемляли, правда, говорят, раньше я меньше был на грузина похож, чем сейчас, хотя я и раньше похож был (улыбается). Раза два или три с каким-то негативным отношением сталкивался, но в принципе на что-то пожаловаться не могу. Что значит грузином себя чувствовать? Грузию и своих родителей я обожаю, все мои предки, все родственники — грузины. Как я к русским могу относиться? Мои правнучки уже на 90 процентов русские.
— Переплелось все...
— Да, и нынешняя российско-грузинская ситуация — жуткая трагедия, во мне все разрывается.
— Когда российско-грузинская война началась, вы сокрушенно воскликнули: «Жалею, что до сегодняшнего дня дожил»...
— Более того, счастлив, что мой отец не дожил.
— Вы культовый фильм «Я шагаю по Москве» сняли, а спустя много лет признались, что по другой Москве шагаете, — это болит или просто констатация факта?
— Ну, если честно, тогда Москва уже не такой была, какой в картине показана: это отношение, настроение — и мое, и Шпаликова, и всех создателей. Это эпоха оттепели была, когда всем казалось, что...
— ...попустило...
— Да, никто же не ожидал, что так с этой идеологической борьбой шарахнут и на круги своя все вернется... Я часто из Москвы надолго уезжал и, только возвращаясь, понимал, как этот город люблю, — особенно очень рано, когда улицы пустые, свет мягкий: вот эту любовь я в своем фильме и передал. Сейчас по Москве не шагаю, потому что в связи с недомоганием и ходить трудно. Да, она другая, но дело не в этом, а в том, что я другой. Часто спрашивают: «Какой самый счастливый день в вашей жизни?». Я долго думал, а потом вспомнил: мне лет 16 исполнилось, когда в комиссионном пиджак мне купили. Я его надел, волосы назад зачесал, бриолином намазал... Пиджак длинный, как у всех стиляг, был, я в нем на улицу вышел, а что дальше происходило, не помню: наверное, походил-походил — и домой...
— ...но это счастье было...
— Да!
— «Я часто из Москвы надолго уезжал...» — вы говорите. Помотало вас?
— Еще и как — и по Союзу, и по миру. Насмотрелся...
Из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир».
«На Диксоне вылезли из самолета — погода омерзительная: мокрый снег, ветер, а я уже в салоне замерз, как цуцик, — сидишь на железной скамейке, а за спиной холодный железный борт.
Отвезли в двухэтажную щитовую гостиницу, одиноко торчащую на пустыре у аэропорта. Я сразу же лег на кровать и укутался одеялом.
— Пошли на танцы, — младший лейтенант опять за свое.
— Какие тут, к черту, танцы?
— Люди есть — значит, и танцы есть.
И ушел.
Между прочим, лейтенант был прав. Когда летом 46-го я в Сталинграде был — с мамой на съемки фильма «Клятва» поехал, — съемочная группа на пароходе жила: весь город лежал в руинах. А среди остовов домов — сбитая из досок танцплощадка, и по вечерам там под баян военные с девушками танцевали. Есть люди — есть и танец.
Ночью я не спал, думал. Ближе к утру младший лейтенант явился. Подошел к моей койке, позвал шепотом:
— Георгий, пошли в уборную! Поможешь!
Удостоверение у него в очко выпало... Он зажигал спички. Его видно, оно сверху плавает, но глубоко — рукой не достать, и надо, чтобы лейтенанта за ноги я подержал. «Если не вытащу, — он сказал, — мне трибунал светит!».
В сортире мы отодрали от очка доски, и лейтенант в яму нырнул — первый раз расстояние не рассчитал и с головой окунулся.
Заполярье, край земли, путь мужественных покорителей Арктики, Нансен, Лаптев, Амундсен здесь свою славу нашли, а я чем занимаюсь — в будке сортира стою и за ноги младшего лейтенанта держу, который в говне копается...
Удостоверение выловили, младший лейтенант разделся догола, я поливал его из ведра холодной водой, а он своей майкой себя тер. Майку потом выкинули, а когда вернулись в комнату и легли, сосед заворочался и пробормотал недовольно:
— Ну и напердели, дышать нечем.
Лейтенант встал, достал из своего чемоданчика флакон одеколона и вылил его на себя. Тут полярник от возмущения совсем проснулся:
— Ты что делаешь?! Напердел так напердел, никаким одеколоном не перешибешь! Только зря израсходовал!
И тут снаружи раздался треск, крик, а потом — истошный мат на всю тундру: кто-то пошел в сортир и провалился. Доски-то мы на место положили, но прибить их было нечем.
Между прочим. Чтобы понять, почему полярник так возмутился, когда лейтенант одеколон вылил, ситуацию на Севере в те времена надо вспомнить.
Квартальный план по спиртным напиткам выполнялся там за неделю, и почему-то поставляли их всегда так: есть водка — нет пива, есть пиво — нет водки. Сцена: Мурманск, пивной ларек на набережной, за ларьком на рейде — корабли, на кораблях — флаги всех стран, а к ларьку — длинная очередь: завезли пиво. В очереди среди прочих — два ллойдовских капитана. (Ллойдовский капитан — морская элита, он должен в совершенстве английским и французским владеть, лоции всех крупных портов мира знать и много чего другого). На капитанах — сшитые по заказу в Голландии фуражки, приобретенные в Англии белоснежные сорочки, костюмы сидят безупречно, пуговицы сверкают. Подходит их очередь, капитаны две кружки пива берут, в сторонку отходят, из кармана два флакона тройного одеколона достают, отвинчивают колпачки, чокаются, одним глотком одеколон выпивают и запивают пивом.
А когда в единственный в Мурманске ресторан (он был в гостинице, где мы жили, когда «Путь к причалу» снимали) водку привозили, очередь выстраивалась такая, что конца ей не было видно. Холодно, сумрачно, дождь со снегом идет, а очередь часами стоит и ждет.
...Открывается дверь, два швейцара пьяного клиента выносят, аккуратно на тротуар укладывают, потом второго выносят, рядом кладут и объявляют:
— Следующие двое — заходи!».
«Георгий Николаевич?». — «Да». — «А мне сказали, что вы умер». — «Извини, но жив»
— На стене у вас гитара висит, а еще, знаю, богатейшая коллекция барабанов собрана...
— Все барабаны сыну я подарил — к сожалению, с его уходом ушла и коллекция...
— Большая была?
— Ну, разные барабанчики были — когда гости приходили, мы барабанили.
— Многие ваши фильмы — не просто комедии, а лирические комедии: это же вы этот термин придумали...
— Лирическая у меня только одна — «Я шагаю по Москве», просто когда я ее сдавал, меня спросили: «О чем картина?». Я: «Это комедия», а комедия, между прочим, ни о чем может быть. «Чего ж не смешно?». — «Это лирическая комедия». — «Так в титрах и напишите». Так термин «лирическая комедия» появился, а «Осенний марафон» — печальная комедия.
— Тем не менее я слышал, что всю жизнь вы трагедию снять мечтали...
— ...да...
— ...почему? Душа компенсации просила?
— Не знаю — я же не снял. Думаю, сверху какой-то приказ был: такое ему снимать не давать, и все.
— Я в вашей книге прочел, что однажды товарищ из Австралии вам позвонил — спросил, или еще вы не умерли...
— Ой... (Смеется). Звонок: «Георгий Николаевич?». — «Да». — «А мне сказали, что вы умер». — «Извини, но жив». — «А мне сказали...». — «Ну, ошиблись». — «А Галина Ивановна дома?». — «Дома». — «Если что, пусть мне позвонит». (Смеется). Судя по голосу, так расстроился, что не умер, так запереживал...
— Георгий Николаевич, я вам хочу пожелать, чтобы вы никогда не умер. Спасибо большое за наслаждение!
— И вам спасибо!
Из книги Георгия Данелии «Тостуемый пьет до дна».
«Отец Гали скончался. Похоронить Григория Прохоровича хотелось там, где все наши похоронены, — на Новокунцевском кладбище. Поехал в Моссовет, к начальнику, от которого это зависело. Начальник сказал, что официальное письмо нужно.
— От кого?
— От вашего министра.
— Министра нет — одного сняли, а другого еще не назначили.
— Тогда от директора.
— И директора сняли, а другого еще не назначили.
Тогда перестройка уже началась.
— Ну, от себя пишите, но со всеми своими регалиями.
Я написал, что прошу своего тестя, такого-то такого-то, на Новокунцевском кладбище захоронить. Такой-то такой-то (со всеми регалиями), подпись, число. Машинистке отдал, она напечатала, начальнику отнес, он прочитал, сказал, что неточности есть, внес поправки и к другому начальнику направил. Тот тоже поправки внес и направил к третьему. Тот еще к одному, и, наконец, я распоряжение получил. Там было написано: «Захоронить народного артиста СССР (и т. д. и т. п., со всеми регалиями) кинорежиссера Данелию Георгия Николаевича на Новокунцевском кладбище».
Хорошая, говорят, примета...».